Индивидуальная работа с обучающимися в рамках наставничества
Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист» - это классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Отметим, что наставнику необходимо работать по Индивидуальному плану наставника с молодым специалистом.
Очень важно уделить внимание организации индивидуальной работы с обучающимися, при этом опираться на ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.в силу с 01.09.2020г.), а именно:
- Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования;
- Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;
- Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью;
- Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.
Работа преподавателя – это постоянный, не прекращающийся ни на один день поиск, поиск путей совершенствования процесса обучения.
Все задания индивидуальной работы в медицине должны быть творческого характера, т.е. не имеющие однотипного решения, способствующие мыслить согласно своим возможностям и способностям. При этом задания должны требовать от обучающихся случайных умственных операций:
- анализ;
- обобщение;
- классификация;
- изучение причин;
- проигрывание возможных воздействий;
- стратегия предотвращения ошибок;
- умение придумать, продолжить, закончить.
Организация индивидуальной работы может быть следующей:
- Организация индивидуальной работы при устном опросе обучающихся.
- Индивидуально-групповая работа в процессе получения и применения знаний.
- Индивидуальный подход в письменных работах.
В индивидуальной работе с обучающимися нужно руководствоваться следующими принципами:
- уважение самооценки личности обучающегося;
- вовлечение обучающегося во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к обучающемуся в ходе избранной деятельности;
- создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Большую роль играет моральный облик преподавателя – его слова, поступки, умение находить подход к людям, способность к сопереживанию, искренность. Очень важно, чтобы обучающийся увидел в преподавателе искреннего друга, способного помочь ему, понять его и поддержать. Любая совместная деятельность сближает обучающихся и педагога, располагает их друг к другу, помогая обучающемуся почувствовать себя интересным и нужным для окружающих.